1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее - Положение) в муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Байкаловский детский сад № 2 «Родничок» (далее - Учреждение) разработано в соответствии с: • Конвенцией о правах ребенка ООН, • Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании", • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», • Образовательной программой дошкольного образования Учреждения (далее ОПДО). 1.2. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности. 1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОПДО и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: • Физическое развитие; • Социально-коммуникативное развитие; • Познавательное развитие; • Речевое развитие; • Художественно-эстетическое развитие. 1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса. 1.5. Оценка физического развития проводится инструктором по физической культуре ДО. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится старшей медицинской сестрой, закрепленными за ДО детской городской поликлиникой в соответствии с договором. 1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) квалифицированными специалистами (педагогом-психологом). 1.7. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом - учителем-логопедом. При необходимости (при обращении родителей или педагогов) диагностика может проводится ранее для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции. 1.8. Участие ребенка в психологической, логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников дошкольных отделений Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики 2.1. Цель педагогической диагностики - получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. 2.2. Задачи педагогической диагностики: • Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности); • Оптимизация работы с группой детей. • Совершенствование организации образовательного процесса. 2.3. Принципы педагогической диагностики: • Принцип последовательности и преемственности диагностики - проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики. • Принцип доступности результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет, экспертные комиссии). • Принцип прогностичности - проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников. • Принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования). • Принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и правил); • Принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации). • Принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду). • Принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику). 2.4. Педагогическая диагностика: • позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику; • учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; • позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; • учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 3. Организация проведения педагогической диагностики 3.1. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах два раза в год - в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая диагностики) проводятся в сентябре (последние 10 дней месяца) и апреле (последние 10 дней месяца). 3.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: • старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; • специалисты дошкольных отделений проводят педагогическую диагностику (учительлогопед, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог - психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции; • воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции. 3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется: • при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев) • в начале (сентябрь) и в конце учебного года (апрель) - в целях определения динамики развития ребенка; • в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка. 3.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации. 3.5. Фиксация показателей развития выражается в форме: - показатель сформирован (достаточный уровень «+») - наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым; - показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «О») - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры; - показатель не сформирован (недостаточный уровень «-») - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации Образовательной программы. 3.6. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.7. В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами. 3.8. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами ДО старшему воспитателю. 4. Инструментарий педагогической диагностики 4.1. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДО используются: • наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок; • специально организованные диагностические занятия в период, определенный образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга; • изучение продуктов деятельности детей; • беседы с родителями. 4.2. Обследование проводится обязательно в игровой форме. 4.3. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДО и ухода из него. 5. Методологическая основа педагогической диагностики 5.1. Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет (Верещагина