Приложение к приказу от 24.12.2021 № 74 Положение о взаимодействии с семьями воспитанников муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Байкаловский детский сад № 2 «Родничок» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее -ФГОС ДО) разработано для детей муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Байкаловский детский сад № 2 «Родничок» 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативноправовыми актами: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155); - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014; - Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; - Уставом МКДОУ. 1.3. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, определяет формы и методы данной деятельности. 1.4. Мероприятия по реализации целей и задач взаимодействия ДОО с семьями воспитанников планируются на основе анализа ожиданий и запросов родительского сообщества, выявляемых в процессе мониторинга качества дошкольного образования (анкетирование, непосредственное общение, родительские собрания) и на основании требований ФГОС ДО. 1.5. В качестве источника данных для оценки эффективности взаимодействия ДОО с семьями воспитанников используются: - социологический опрос; - результаты анкетирования родительского сообщества и педагогов; - наблюдения в ходе решения педагогических ситуаций; - отчеты педагогов и специалистов; - результаты аналитической и контрольной деятельности. 1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников и администрации ДОО, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.7. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Цели, задачи и принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Цель: вовлечение родителей (законных представителей) в единое пространство детского развития в ДОО и установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, направленных на полноценное, максимально возможное развитие способностей каждого ребѐнка, сохранение и укрепление его здоровья. Основные задачи: • объединить усилия для развития, образования и воспитания детей; • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; • активизировать и обогащать воспитательные умения и психологопедагогические знания родителей (законных представителей); • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; • оказывать семьям необходимую помощь в развитии, образовании и воспитании детей. Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями): 1. Единый подход к процессу развития, образования и воспитания ребѐнка. 2. Открытость ДОО для родительского сообщества. 3. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями). Взаимное доверие во взаимоотношениях. 4. Индивидуальный подход. 5. Сотрудничество, а не наставничество. 6. Динамичность - детский сад представляет собой мобильную систему, которая должна оперативно реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьей. 7. Равная ответственность родителей (законных представителей) и педагогов. 3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников. Организация взаимодействия ДОО с семьями воспитанников осуществляется в трёх основных направлениях. 3.1. Работа с коллективом по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями включает в себя следующее: - анализ социального состава родителей (законных представителей); - изучение и анализ ожиданий и запросов родительского сообщества от пребывания ребенка в детском саду; - разработка ежегодного плана работы ДОО с семьями воспитанников; - проведение анкетирования, личных бесед для правильного выстраивания работы с родителями (законными представителями), подбора эффективных форм взаимодействия с каждой семьѐй; - выявление проблем и организация работы по оказанию помощи семьям в вопросах развития, воспитания и обучения ребѐнка; - систематическое повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников через организацию семинаров, тренингов, консультаций, «мозговых штурмов», изучение и обмена опытом по данной проблеме. 3.2. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). В данное направление работы включены следующие мероприятия: - ознакомление родителей (законных представителей) с нормативно-правовой базой дошкольного образования; - ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием и методикой образовательно - воспитательного процесса, организуемого в ДОО, с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОО; - психолого - педагогическое просвещение родителей (законных представителей); - вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми деятельность; - консультации, рекомендации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры); - обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях; - обеспечение родительского сообщества полной и достоверной информацией о системе дошкольного образования в целом и о деятельности ДОО, в частности, через официальный сайт МКДОУ. 3.3. Вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом. Данное направление включает в себя: - выборы и работа родительских комитетов групп и общего родительского комитета ДОО; - вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми деятельность (исследовательские проекты, экспериментирование, изготовление фотоальбомов, фоторепортажей и т.д.); - организация и проведение совместных мероприятий (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии). 4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников. В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Инновационные формы и методы работы с семьей: - «Круглый стол» по любой теме; - тематические выставки; - соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; - консультации специалистов; - устный журнал для родителей; - семейные спортивные встречи; - почта доверия, телефон доверия; - семейные проекты; - открытые занятия для просмотра родителей; - интеллектуальные ринги детей и родителей; - контрольные для родителей; - интервью с родителями и детьми на определенные темы; - родительская гостиная; - родительский день в детском саду; - вечер вопросов и ответов; - сайт МКДОУ (публичный отчет, самообследование и др.); - аукцион секретов воспитания и др. Важные моменты: - все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; - содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; - оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); -содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Способы повышения авторитета воспитателя: - торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года; - оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога; - организовать благодарственное письмо от родителей выпускников; - оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. 5. Критерии оценки эффективности работы ДОО с семьей. - Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. - Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. - Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. - Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности. - Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОО.